К содержимому
en
Новости

Цифра для Амазонки: спутниковая связь как фактор развития инфокоммуникационной экосистемы Бразилии

Перспективы цифрового развития Бразилии были в фокусе внимания на завершившейся в Сан-Паулу выставке и конференции Set Expo 2023. Специфика рынка телекоммуникаций Бразилии заключается в том, что там до сих пор растет аудитория спутникового ТВ, что является основным драйвером для всех присутствующих на рынке операторов. Что касается интернет-подключения, то основное развитие идет либо в рамках государственных программ — в том числе создаются и пункты коллективного доступа, либо в рамках увеличения охвата сотовых сетей. Сотовые операторы региона имеют амбициозные планы по стопроцентному охвату услугами 4G, что невозможно без использования спутниковых технологий. К такому выводу пришли эксперты на Set Expo 2023.

Открыл выставку министр связи Бразилии Жуселину Филью. Он отметил, что необходимость обеспечения муниципалитетов в Бразилии связью имеет решающее значение для содействия экономическому росту, социальному развитию и равному доступу к общественным благам.


Улучшенная связь может сократить цифровой разрыв, расширить доступ к образованию и основным услугам, а также способствовать региональной интеграции и сотрудничеству.


Создав надежную сеть связи, Бразилия может добиться большей инклюзивности, инноваций и устойчивости перед лицом будущих вызовов.

Как обсудили эксперты в ходе выставки, для спутниковых операторов в Бразилии есть несколько перспективных направлений развития: подключение удаленных поселений, государственные образовательные программы, здравоохранение, сельское хозяйство. Из 216 млн жителей Бразилии в городах проживают 88,4%. При этом процент проникновения Интернета среди граждан довольно высок – 84,3% (к сети подключено порядка 181 млн человек), но подключение происходит неравномерно, сельские поселения остаются без связи.


В Бразилии построено 135 тысяч государственных школ, из них более 33% не имеют доступа в Интернет. При этом в сельских районах этот показатель выше - не подключено более 52% школ.

Основной причиной цифрового неравенства Бразилии являются природные условия, затрудняющие развертывание ВОЛС и сетей сотовой связи. Различные операторы предлагают услуги индивидуального спутникового ШПД, но населению сельских регионов они недоступны по цене. Поэтому все перспективы по ликвидации цифрового разрыва связаны с правительственными программами. Бразилия ещё в 2010 г. запустила программу подключения всего населения, и сейчас её новым драйвером становится развитие сетей 5G. В стране расположено 5,568 муниципальных образований. Доступ к высококачественному интернету имеют только 20% бразильских городов, а к сети 5G подключены только 5%.

Ещё одна точка роста для спутниковой связи — сельскохозяйственный сектор. 77% всех сельских домохозяйств подключаются к сети не по индивидуальному доступу, а на всю семью, в основном выбирая спутниковые технологии.

Кроме инфраструктурных связных проектов большое внимание на выставке Set Expo было уделено новым технологиям производства и доставки видеоконтента и новых технологий телевещания. Национальное телекоммуникационное агентство (Anatel) было представлено в лице своего вице-президента и советника Моисеса Морейра. По его словам, Бразилия имеет некоторые явные преимущества перед другими странами в контексте TV 3.0. Одним из этих преимуществ является наличие спектра для полного изучения функций, предлагаемых TV 3.0.


Кроме того, Бразилия имеет опыт успешного государственно-частного партнерства, особенно в области оцифровки бразильского телевидения и внедрения 5G. Этот накопленный опыт может быть использован в процессе внедрения TV 3.0 в стране.

На одной из сессий Set Expo Фабио Феррас, директор по медиа-решениям в Globo, заявил, что вещательная индустрия переживает сейчас цифровую трансформацию, которая влияет на бизнес по нескольким направлениям, например, в том, что касается новых ИИ-сервисов. Паулу Крус Араужо, партнер-основатель Viacast из Уберландии, поделился своим опытом в области последних инноваций в области передачи видео и 5G.

Компания использует частоты миллиметровых волн для расширения пропускной способности и радиуса действия оборудования. Араужо рассказал о решении для самолетов с компактным дизайном и современной технологией, которая позволяет передавать видео в режиме онлайн прямо с самолетов или вертолетов, обеспечивая воздушную трансляцию спортивных мероприятий в реальном времени, новостей и т.д.

Национальные спутниковые операторы Бразилии

В стране работает два оператора, владеющих собственными космическими аппаратами. Telebras эксплуатирует свой спутник Telebras SGDC-1 в основном в интересах государственных и военных структур. Через емкость этого спутника подключаются государственные учреждения, школы и больницы в труднодоступных регионах.

Embratel — спутниковое подразделение бразильского телеком-гиганта America Móvil Group (AMX) — управляет пятью спутниками: Star One C2, Star One C3, Star One C4, Star One D1 и Star One D2. Группировка работает в C, Ku, Ka и X-диапазонах, покрывает всю Бразилию, страны Латинской Америки и часть США. Емкость Ка-диапазона активно используется AMX для поддержки работы своих сетей в труднодоступных регионах. AMX планирует развитие сетей 4G и 5G в Латинской Америке с опорой на емкость Embratel при охвате сельских регионов. Правда, развитие 5G, скорее всего, заставит спутникового оператора отказаться от С-диапазона, поскольку AMX уже использует для работы наземных сетей диапазон 3,625 ГГц до 3,7 ГГц. В связи с этим все телевещание спутникового оператора, которое является основным генератором прибыли, переводится в Ku-диапазон. И всего нужно перевести около 20 млн приемных комплектов. Для финансирование этого процесса используется часть средств, которые выручило правительство Бразилии от продажи лицензий на 5G.
Густаво Сильберт, исполнительный директор Embratel, утверждает, что интерес операторов мобильной связи к использованию спутниковой связи является мощным драйвером для оператора. И здесь ключевым фактором является поддержка крупного телеком-оператора AMX с его планами по развитию 5G в Латинской Америке.

К мультиорбитальной стратегии Сильберт относится осторожно, считая, что пока в регионе основным генератором денежного потока остается передача видео, а для этого оптимальны геостационарные аппараты. С их помощью успешно решаются и те задачи, которые ставит перед своим спутниковым отделением AMX. В первую очередь, считает Сильберт, низкоорбитальные системы дадут серьезный толчок развитию спутникового интернета вещей.

Ещё одно перспективное направление — облачные сервисы. Embratel приобрела стартап облачных технологий Ustore, подписала стратегическое соглашение с AWS и создала новое облачное подразделение для обслуживания вертикальных рынков. Эту услугу компания активно продвигала на своем стенде на Set Expo. Оператор заявил, не раскрывая конкретных цифр, что за последние три года утроил свои доходы от облачного бизнеса.

Глобальные операторы на бразильском рынке

На выставке Set Expo были представлены и глобальные спутниковые операторы, среди которых SES, Eutelsat и Intelsat. ГП КС также было представлено со своим стендом.

Оператор Eutelsat в текущей ситуации активно развивает свой бизнес в сфере доставки видео контента. С целью продвижения услуг спутника Eutelsat 65 West A, оператор провел мероприятия по установке антенн для бразильских кабельных операторов, что позволило охватить до 15 миллионов домохозяйств. Кроме того, в рамках государственной программы бразильские сельские школы получили доступ к интернету через этот спутник Eutelsat 65 West A. Оператор Eutelsat замечает увеличение спроса на связь на рынке Южной Америки и с целью его удовлетворения заказал у компании Thales Alenia Space спутниковый аппарат Flexsat с гибкой полезной нагрузкой и общей пропускной способностью 100 Гбит/с. Предполагается, что запуск этого спутника состоится в 2026 году.

SES является крупнейшим в мире спутниковым оператором в медиа-секторе, выручка которого в 2022 году превысила 1 миллиард евро. Латинская Америка является вторым по величине медиа-рынком для компании за пределами Европы.

В Бразилии SES эксплуатирует четыре спутника, которые используются для распространения видео (как в C, так и в Ku диапазонах), и недавно запустила спутник SES-17, который обеспечивает покрытие всей территории страны в Ka-диапазоне. Кроме прямых спутниковых услуг компания также предлагает дополнительные сервисы по обработке видео, такие как транскодирование, агрегация каналов для стриминговых операторов, вставка рекламы, чтобы помочь клиентам лучше монетизировать свой контент и отдать на аутсорсинг инфраструктурные операции, которые не являются их профильным бизнесом.

Еще одним спутниковым оператором, представленным на Set Expo, является компания Intelsat. Сеть Intelsat для раздачи видеоконтента кабельным и локальным эфирным сетям охватывает в Латинской Америке более 2000 сетей с 44 млн абонентов. В Бразилии оператор установил антенны более чем 200 головных станций кабельного ТВ, что позволит ему охватить более 14,4 млн абонентов со спутника Intelsat-14. Оператор сотовой связи TIM Brasil подключил через Intelsat более 1000 базовых станций и корпоративных клиентов. В ближайшем будущем TIM Brasil планирует при помощи спутникового бэкхолла охватить услугами 4G практически все населенные пункты страны.

Услуги подключения в полёте востребованы у международных авиакомпаний в Карибском бассейне. Intelsat, SES и другие международные операторы активно работают в этом регионе. Подключаются и местные авиакомпании. LATAM Airlines Group в партнерстве с Intelsat подключают парк своих самолетов Airbus. Планируется, что за три года комплектами IFC будут оборудованы 160 самолетов.

ФГУП «Космическая связь», как глобальный оператор, работающий в 58 странах мира, также вносит вклад в устранение разрыва в сервисах между городским и сельским населением стран региона. Компания обладает правом предоставлять свои услуги в государствах Латинской Америки напрямую, т.к. в прошлом году Андское сообщество включило КА ГП КС «Экспресс-АМ8» в реестр спутников, с помощью которых возможно официальное представление услуг связи и вещания в Колумбии, Перу, Боливии и Эквадоре. Сейчас в зоне латиноамериканского луча «Экспресс-АМ8» ведутся трансляции бразильских региональных телевизионных каналов, а также спортивных мероприятий. Ранее с его помощью были организованы корпоративные сети в Суринаме. Также ГП КС вместе с партнерами из Бразилии построили станцию мониторинга в городе Уберландия: сейчас она работает на весь Латиноамериканский регион. ГП КС успешно обеспечивает распространение крупнейших бразильских телеканалов, среди которых TV Difusora и TV Goiania, а также образовательных Univesp TV и TV Educação с общей аудиторией телеканалов в более чем 40 млн человек. В рамках выставки состоялось подписание контракта с TV Difusora на более долгий срок.