К содержимому
en
Новости

Via Satellite: 2013 год в отрасли космической связи: основные вехи (перевод с английского)

На нашем ежегодном круглом столе обсуждают вопросы, вызвавшие наибольший интерес в истекающем году, руководители целого ряда компаний: Пол Браун-Кенион (Paul Brown-Kenyon), ген. директор Measat Satellite Systems; Мэри Коттон (Mary Cotton), ген. директор iDirect; Джей Монро (Jay Monroe), председатель СД и ген. директор Globalstar; Юрий Прохоров, ген. директор ГПКС; Кей Сирс (Kay Sears), президент Intelsat General; Мортен Тенгс, ген. директор Telenor Satellite Broadcasting (TSBc).

Я совсем не удивлюсь дальнейшей консолидации в 2014 году, если учесть многочисленные прогнозы роста глобального рынка под влиянием HTS. Более того, в 2014 году мы начнем более правильно понимать, какие подходы и бизнес-модели окажутся наиболее  успешными.

У спутниковой отрасли имеется две характерных черты, которые поддерживают такой взгляд на вещи. Во-первых, хотя большая доля рынка контролируется тремя или четырьмя крупными игроками, остается большое количество более мелких операторов, представляющих собой «мишени». Во-вторых, значительный естественный рост с «нулевого цикла» - дело непростое. Нелегко открыть новую орбитальную позицию даже при наличии соответствующих прав, и поэтому модель роста, построенная на освоении новых регионов или орбитальных позиций с помощью приобретения других компаний, представляется наиболее логичным вариантом.

Все еще не сформировалось определенное мнение относительно O3b с точки зрения технологии и потенциального воздействия на отрасль. Идеология O3b – обеспечить ШП доступ в отдаленных районах на уровне, сходном с ВОЛС. В будущем году мы получим более полное представление о продукте и услуге и их воздействии на отрасль.

Проект SpaceX выводит на рынок нового провайдера пусковых услуг. Сам этот факт есть проявление оптимизма и уверенности в перспективах развития спутникового рынка. Это тем более важно, учитывая, что запуск КА  представляет собой одну из самых затратных статей расходов  в нашем бизнесе, сопряженную к тому же с наибольшими рисками. SpaceX обещает понизить оба этих показателя, а это выгодно всем в нашей отрасли. Больше емкости – больше выбора.

Считаю, что SpaceX стал в положительном смысле нарушителем спокойствия как в техническом плане по причине исключительной надежности применяемых технологий, так и в экономическом благодаря умеренной цене услуг. Если удастся осуществить приличную серию успешных запусков, которые убедят заказчиков в надежности изделия, то мы сможем говорить о возникновении реальной альтернативы традиционным подрядчикам.

Что касается O3b, то здесь можно ожидать расширения базы услуг передачи данных. Эта услуга будет отличаться от уже ставших привычными, и она будет предоставляться за более низкую цену, причем в сегменте рынка, которого раньше, можно сказать, не существовало, и я говорю о  недорогой услуге доставки сигнала с минимальной задержкой и низкой побитовой стоимостью. Это просто отличная технология!  Можно гадать, возникнут или нет новые компании по типу O3b или похожие на нее, но мне ясно, что состоялся новый важный шаг вперед в области спутниковых услуг. Это новая, хорошая и экономичная технология. Думаю, что получение SES контроля над O3b исходило из задачи расширения масштаба операций и номенклатуры услуг.

Также мы видим рост интереса к спутникам HTS. Целый ряд операторов озабочены идеей создания жизнеспособного HTS для азиатского региона. По сравнению с Северной Америкой и Европой мы должны решить несколько непростых задач.

HTS останется горячей темой, особенно с учетом того, что ряд программ HTS в 2014 и 2015 годах будут реализованы. Развертывание программы Global Xpress компанией Inmarsat с большой вероятностью станет предметом серьезного интереса, т.к. это будет первая глобальная сеть мобильных услуг в Ka-диапазоне, обеспечиваемая одним провайдером. Что касается практического воплощения, то по мере того, как приближаются плановые сроки больших глобальных (КА Intelsat EPIC) и значительных региональных запусков (КА Thor 7 в интересах компании Telenor), очень интересно будет понаблюдать за результатами.

В 2014 году вряд ли какая-либо компания сможет позволить себе выжидательную позицию в отношении HTS. В конце концов, каждой компании придется в качестве первоочередной задачи показать остальному миру, как она реализует свою собственную стратегию роста.

Считаю, что цены все услуги, связанные со спутниками, пойдут вниз, и по этой причине расширится ассортимент услуг.  Вспомним нефтегазовую промышленность, лесное хозяйство или авиацию: по мере распространения менее дорогостоящего оборудования  эти отрасли достигали переломного момента и начинали покупать все больше услуг. Если заглянуть дальше 2014 года, кривая стоимости будет и далее драйвером для многих и самых различных отраслей.

В 2014 году будут обсуждать продолжающееся «заземление» (terrestrialization) частотного спектра. Это будет видно на примере спектра компаний LightSquared, Globalstar и, быть может,  других спектров, контролируемых спутниковыми компаниями в других регионах мира. Здесь многое зависит о заключения, которое сделает в отношении спектра компании Globalstar Федеральная комиссия по связи США, однако в более широком контексте тема точно будет  одной из главных в отрасли.

В истекшем году было сделано несколько интереснейших заявлений в отрасли коммерческой авиации. Крупные авиакомпании оснащают парки системами ШПД, что создает самый многообещающий из новых рынков VSAT. В январе компания United Airlines предоставила спутниковый доступ в интернет для авиапассажиров, пересекающих Атлантику или Тихий океан. К концу года запланировано оборудовать космической связью 200 бортов. В апреле компании Honeywell и Boeing подписали соглашение о предоставлении надежной высокоскоростной бортовой связи. А в сентябре компания Gogo в рамках расширения перечня услуг объявила о многомиллионной сделке по обеспечению спутниковой Wi-Fi. Эти события на фоне постоянно растущего во всем мире количества установок доказывают, что авиарынок станет весьма значительным.

Вернемся на шаг назад. Чтоб в этом регионе успешно работал большой спутник в Ka-диапазоне (или HTS), необходимо решить три вопроса. Первый связан с регулированием. В отличие от Северной Америки, Азия состоит из многих отдельных стран, в каждой из которых  действуют свои нормативные правила, одни достаточно открытые, а другие, напротив, закрытые. Для HTS нужен простор и масштаб, а лоскутное одеяло из разнообразных норм и правил очень ограничивает возможности обеспечить простор и масштаб. Второй вопрос носит экономический характер, т.к. потребители в Азии не столь хорошо материально обеспечены, как в Северной Америке. В Азии имеется много рынков разного размера с самой разной платежеспособностью населения. Обеспечить критическую массу потребителей с требуемой платежеспособностью непросто. Третий вопрос - технический. Количество осадков в Азии значительно выше, чем в большинстве штатов Северной Америки. В Азии разработать эффективную модель для HTS не так просто, как в Северной Америке. Полагаю, однако, что со временем ответы на эти вопросы будут найдены, и ряд платформ будут развернуты.

Итак, HTS представляет собой серьезный шаг вперед для нашей отрасли с потенциалом стать работоспособной основной связной технологией практически для любой прикладной задачи. Считаю, что сотрудничество и взаимодействие по все экосистеме VSAT - ключ к успеху. И спутниковый оператор, и провайдер услуг, и подрядчик по наземному сегменту  или поставщик техники – все мы должны сыграть важную роль в продвижении VSAT на следующий уровень.

Несмотря на то, что это был эксперимент, и зоны покрытия спутника попадают на регионы с очень развитой наземной инфраструктурой связи, нам удалось подключить за год порядка 4000 пользователей. Это говорит о большом спросе на спутниковый интернет даже в центральных регионах, где имеются и наземные решения, и 3G. В 2014 г. мы планируем расширить наше предложение по ШПД на всю остальную территорию России через наши новые  спутники серии «Экспресс-АМ».

 

(c) Via Satellite, Mark Holmes

оригинальный материал http://www.satellitetoday.com/publications/2013/11/19/satellite-industry-year-in-review/