К содержимому
en
Новости

Журнал "Мир связи. Connect!", декабрь 2008: "независимый эксперт Наталья Аристова. Обзор мирового и отечественного рынка услуг спутниковой связи"

Продвижению ГПКС в верхние строчки рейтинга отчасти способствовала консолидация основных мировых операторов. В то же время успех российского национального оператора был обусловлен и увеличением спутниковой группировки, и успешной коммерческой деятельностью.

В 2001-2005 гг. ГПКС запустило пять современных космических аппаратов серии "Экспресс-АМ" (в декабре 2003 г. - "Экспресс-АМ22", в апреле 2004 г. - "Экспресс-АМ11", в октябре 2004 г. - "Экспресс-АМ1", в марте 2005 г. - "Экспресс-АМ2" и 24 июня 2005 г. - "Экспресс-АМ3") со сроком службы 12 лет, полностью обновив орбитальную группировку и более чем втрое увеличив пропускную способность своих спутников.

Обновленная спутниковая группировка позволила ГПКС выйти за рамки национального оператора, укрепив ее позиции на международном рынке. Сегодня ГПКС работает на всех географически доступных рынках, предоставляя услуги связи и вещания заказчикам из 35 стран мира. В пакете заказов ГПКС иностранные заказчики составляют около 20%. Этот показатель мог быть и больше, но в условиях острого дефицита спутникового ресурса предприятие сконцентрировало свою работу прежде всего на обеспечении потребностей российских пользователей.

Дефицит спутниковых ресурсов испытывают и крупнейшие мировые операторы. После подъема в 90-х гг., когда годовой прирост доходов операторов составлял почти 10%, в 2001 г. отрасль спутниковой связи столкнулась с кризисом. Уровень выручки всех операторов упал на 25-30%, не было востребовано 40% емкости. Последствием этого стали отсрочки запуска новых спутников.

Но затем отрасль спутниковой связи "пошла на поправку" и сейчас стабильно растет. По прогнозам Euroconsult, в период 2007-2016 гг. в мире на геостационарную орбиту будет выведено 223 аппарата, или примерно по 22 спутника в среднем в год, пик запусков - 26 спутников - придется на 2010 г. В предшествующие пять лет среднегодовой темп запусков составлял 20 космических аппаратов связи. В 2001 г. доход отрасли составил около 6,3 млрд долл., в 2007 г. - уже 8,9 млрд, а к 2017 г. он увеличится до 12 млрд.
Драйверы роста отрасли - теле- и радиовещание, цифровые технологии, широкополосный доступ, ускоренное развертывание корпоративных сетей, значительные потребности в коммуникациях оборонных ведомств. К примеру, в 2007 г. количество каналов, транслируемых через спутники, выросло на 13% и превысило 21 тыс.
Только в Европе количество ТВ- и радиоканалов, вещаемых через спутники компаний Astra и Sirius (принадлежащих SES), увеличилось на 6% - до 2 433, каналов высокой четкости - до 42. В доходах группы компаний SES доля видео составляет 70%.

©Журнал "Connect! Мир связи", декабрь 2008