К содержимому
en
Новости

Журнал "Стандарт", апрель 2005, "Четвертый пошел! В самом конце марта 2005 года успешно выведен на орбиту новый российский спутник связи и вещания серии "Экспресс-АМ". Этот аппарат имеет ключевое значение в текущей российской космической программе"

Новый спутник "Экспресс-АМ2", запущенный ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), - четвертый по счету аппарат из пяти спутников серии "Экспресс-АМ", создаваемых в рамках Федеральной космической программы, рассчитанной до конца 2005 года. Он будет размещен на геостационарной орбите в позиции 80° в. д. Первые три "Экспресс-АМ22" (53° в. д.), "Экспресс-АМ11" (96,5° в. д.) и "Экспресс-АМ1" (40° в. д.) уже работают на орбите.

Очередность их запусков объясняется историческими причинами, государственными и коммерческими задачами. Так, спутники "Экспресс-АМ22" и "Экспресс-АМ11" были первыми, так как выводились на орбиту на замену устаревших спутников серии "Горизонт". "Экспресс-АМ1" запушен для покрытия наиболее населенной западной части РФ и европейских стран. Новый спутник "Экспресс-АМ2" один покрывает практически всю территорию России. Работающий в этой позиции с 2000 года аппарат предыдущего поколения "Экспресс-6А" будет перемещен в другую точку, а большинство российских вещателей переведут трансляцию на борт "Экспресс-АМ2". Таким образом, они смогут осуществлять вещание на всю страну через один спутник вместо двух, что существенно снизит расходы.

Помимо выполнения государственных задач (подвижная президентская и правительственная связь, федеральное телерадиовещание, создание специальных сетей спутниковой связи), "Экспресс-АМ2" предназначен для предоставления пакета коммерческих мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, широкополосный доступ к Интернету). Новый спутник будет использован для развития сетей связи на основе технологии VSAT, создания ведомственных и корпоративных сетей, оказания мультимедийных услуг (дистанционное образование, телемедицина и др.) по всей России.

"Экспресс-АМ2" размещен в стратегически важной орбитальной позиции над Западно-Сибирской равниной. Это позволяет нам обеспечивать пользователей на территории России и стран СНГ современными и недорогими услугами связи и цифровым телерадиовещанием. Наш новый космический аппарат значительно укрепит позиции России на рынке спутниковой связи Центральной и Юго-Восточной Азии", - отметил и.о. генерального директора ГПКС Юрий Измайлов.

Запуск пятого спутника - "Экспресс-АМ3" в позицию 140° в. д. - запланирован на июнь 2005 года. Этот спутник в группировке ГПКС покроет связью самые отдаленные российские регионы и азиатские страны Дальнего Востока.

Несмотря на серийность технической платформы, каждый космический аппарат уникален. Его изготовление запуск - сложная эпопея. Так, новый спутник связи и вещания "Экспресс-АМ2" планировалось вывести на орбиту сначала в конце декабря 2004 года, однако из-за неготовности ракеты-носителя "Протон" запуск перенесли на в январь, а потом - на март 2005 года.
Запуск "Экспресс-АМ2" был произведен ракетой-носителем "Протон-К" с разгонным блоком ДМ в 1 час 31 минуту по московскому времени 30 марта.
Запуск, полет, успокоение, ориентация и начало работы на орбите прошли в штатном режиме.
После завершения летных испытаний и проверки параметров ретрансляционного комплекса в начале июля 2005 года космический аппарат должен быть введен в эксплуатацию.
В октябре прошлого года ГПКС провел в Лондоне презентацию "Экспресс-АМ2" перед международными андеррайтерами, который проявили активный интерес к этому проекту.
В ГПКС корреспонденту "Стандарта" сообщили, что, несмотря на большие возможности нового спутника, предприятие уже испытывает затруднения с резервированием мощностей, которые российские и зарубежные компании хотят закрепить за собой к вводу аппарата в коммерческую эксплуатацию.

Пионер освоения космоса - Россия - в конце 1990-х годов чуть не прекратила выпуск собственных спутников. После экономического кризиса 1998 года в Правительстве серьезно рассматривался вопрос свертывания национальных программ строительства космических аппаратов. Но уже через каких-то пару лет стало ясно: спутники в России производится будут.
Основной проблемой группировки российских спутников связи до конца 2003 года было преобладание отработавших свой срок аппаратов. Большая часть (7 из 12) "чисто российских" спутников относились к моделям прошлого поколения. В марте 2005 года вся группировка включает 19 спутников, абсолютное большинство которых - современные аппараты. ГПКС обладает самой крупной в России группировкой из 16 спутников, расположенных на дуге геостационарной орбиты от 14° з. д. до 145° в. д., и работающих в С-, Ku-, расширенном Ku- и L- диапазонах. Три спутника "Ямал" построены и эксплуатируются дочерним предприятием "Газпрома" - ОАО "Газком".
Общее количество "стволов" (эквивалентных транспондеров по 36 ГГц) российских спутников связи до конца 2003 года составляло около 120. С выводом в декабре 2003 года на орбиту двух "Ямалов-200" с общим числом 60 эквивалентных транспондеров в орбитальную позицию 48° и 90° в. д. общая емкость российских спутников связи увеличилась в 1,5 раза. С запуском ГПКС "Экспресс-АМ22", "Экспресс-АМ11" и "Экспресс-АМ1", даже с учетом вывода с орбиты старых аппаратов ГПКС, она возросла еще на 105 транспондеров. С последним запуском "Экспресс-АМ2" общее число российских спутниковых каналов в эквивалентном измерении превысило 320.
Число аппаратов и их полуглобальное покрытие позволяет стране не только обеспечить национальные потребности в космических каналах связи связи, но и активно экспортировать мощности. Однако вскоре и этого окажется мало. К 2012 - 2015 годам, по прогнозам аналитиков, потребности России составят не менее 600 стволов. Поэтому уже разработана и готовится к реализации государственная спутниковая программа до 2015 года.

"Газком" планирует через пару лет построить и запустить еще два "Ямал-300", а ГПКС уже подписал контракты на изготовление "Экспресс-АМ33" и "Экпресс-АМ44", запуски которых планируются в 2007-2008 годах.

Практически одновременно с мартовским запуском НПО ПМ им. Решетнёва представило в Роскосмосе эскизный проект новой спутниковой платформы "Экспресс-2000", на базе которой будет создаваться новое поколение отечественных геостационарных телекоммуникационных спутников тяжелого класса. Проект предполагает создание спутниковой платформы, обеспечивающей при массе аппарата около 3 тонн существенный прирост выходного эффекта по сравнению с самыми мощными отечественными спутниками типа "Экспресс-АМ" - увеличение массы и энерговооруженности полезной нагрузки более чем в два раза, расчетного срока службы спутника на орбите - до 15 лет, повышение других технико-экономических характеристик спутника, совершенствование всех его бортовых систем.

Журнал "Стандарт", № 3(27), апрель 2005
©Дмитрий Петровский